В статье разбираем как создать франшизу в 2023 году. Все этапы: подготовка, аудит бизнеса, финансовая модель, продажи.
Франшизу очень просто сделать самостоятельно. Только важно быть внимательным ко всем тонкостям и деталям, которые описаны в этой статье.
- Что такое франшиза
- Как сделать франшизу – все этапы
- Подготовка
- Аудит бизнеса
- Финансовая модель
- Разработка концепции
- Разработка пакета документов
- Продажа франшизы
- Юридическое оформление франшизы
- Сколько стоит создать франшизу для бизнеса
- Ошибки при создании франшизы
- Нет аналитики по регионам
- Отсутствует аудит бизнеса
Что такое франшиза
- Франшиза – возможность заниматься интересующим вас бизнесом под именем бренда и использовать технологии ведения дел известной компании.
- Франчайзер – учреждение, которое дает свое собственное имя и предоставляет нужные наработки за плату.
- Франчайзи – компания или человек, которые приобретает у франчайзера право использования торговой марки.
- Франчайзинг – это название структуры отношений в бизнесе между франчайзером и франчайзи.
Преимущества создания франшизы:
- Привлечь инвестиции для роста и развития.
- Расширять бизнес.
- Быстро занять рыночную нишу.
Если вы владеете даже небольшим бизнесом (кофейня, спортзал, магазин и т. д.), то использование франшизы – один из вариантов роста и повышения доходов.
Как сделать франшизу – все этапы
Подготовка
Подготовку стоит начать с нескольких пунктов:
- Зарегистрировать свой товарный знак
- Зарегистрировать юридическое лицо в соответствующих организациях и получить патент, если у вас это не сделано. Если все есть, то просто проверьте готовность.
- Сделать шаблон договора коммерческой концессии. При необходимости воспользуйтесь услугами юриста.
Когда эти детали улажены, можно начинать работу над созданием франшизы.
Первым этапом должна быть ревизия вашей бизнес-модели, а если необходимо – ее доработка. Сделайте качественную презентацию. Хорошим решением будет создание лендинга и отдела продаж. Весь персонал, а особенно менеджеры, должны досконально знать продукт. Пункты и правила, которые касаются франшизы, доносятся всем участникам работы. Всем важно понимать, что, где, как и зачем в этом новом проекте, и быть готовым к любым изменениям.
Эти правила будут в договоре, поэтому в большинстве случаев их составляют и закрепляют раз и навсегда. Весь персонал должен будет им четко следовать, потому что качественная работа над франшизой начинается внутри компании. И все постоянно должны обучаться и обучаться чему-то новому, заниматься поднятием уровня стандартов, стремиться повышать квалификацию всего персонала, а в особенности ведущие должности в этом деле. Это понятно еще в начале работы и организации команды.
Потенциальный партнер должен видеть то, что ваша система работает хорошо и слажено, тем самым он представляет будущую модель у себя на объекте.
За этим следует создание отдела, который проконтролирует процесс и проконсультирует по всем вопросам.
Аудит бизнеса
Уже на этом этапе необходимо понять, зачем и для каких целей вашей компании нужен франчайзинг, а главное, подходит ли франчайзинг вашему бизнесу. Определите, что делает успешным ваш бизнес и чем вы можете поделиться с будущими партнерами, чего нет у других.
Стоит проанализировать целевую аудиторию. Существует множество категорий людей, и у всех свои страхи, опасения, возможно, негативный опыт. Когда вы проведете аудит и определите свои слабые и сильные стороны, то и с целевой аудиторией будет легче, потому что вы поймете, какая часть людей подходит больше всего.
Не стоит пренебрегать этим, потому что главными объектами в продажах и покупках являются именно люди. Правильное определение аудитории поможет выгодно раскрутить франшизу, возможно, даже не одну.
Финансовая модель
Для хорошего старта и стабильной работы нужны вложения. Но еще более важна финансовая модель вашей компании, которой воспользуется франчайзи. Она должна быть четкой, структурированной и практичной. Модель должна показывать реальный результат работы и убедить инвестора в работоспособности. Главным показателям качества станет ваш бизнес, поэтому тут следует тщательно просмотреть все детали.
Разработка концепции
На этом этапе вам нужно подготовить файл, документ или презентацию с кратким описанием бизнеса, а точнее, почему покупатель должен вложиться в дело.
В файле необходимо описать все достоинства и выгоды франшизы перед конкурентами, примерные сроки окупаемости. Там должны быть собраны все детали выгодной покупки и ответы на провокационные вопросы, это в ваших же интересах.
Разработка пакета документов
Все ваши индивидуальные наработки, правила, стандарты важно зафиксировать на бумаге. Особенно уделите внимание стандартам – это показатель качества, который должен быть приобщен к новому объекту.
Стандартный пакет бумаг включает партнерские предписания для фиксации всех стандартов для франшизы, презентацию для начального изучения финансовой модели и возможных франчайзи, бренд-бук для формализации коммерческих точек сети.
Продажа франшизы
Период продаж важный, ключевой. На текущем этапе вам нужно создать систему фильтрования входящих звонков и построить поиск клиентов. Вы уже владеете упакованной франшизой, выстроили систему вовлечения новых франчайзи.
Юридическое оформление франшизы
Этот пункт можно назвать завершающим. Он содержит правовую защиту идей, стандартов, авторских разработок, тонкостей ведения деятельности в бизнесе. Тут важны все детали: защита методов и способов работы, регистрации товарного знака. Если есть какие-то лицензии и разрешения, то это тоже должно быть записано.
Дальше нужно в соответствии с правилами скрепить и прописать взаимодействия между франчайзи и франчайзером. Соглашение должно базироваться на основе разработанного положения вместе с денежной составляющей и особенностями, касающимися франшизы. Точно и детально пропишите вид договора или разрешения, четкие определения предмета договора, все или большинство возможных способов разрешения неприятных ситуаций, права и обязанности обеих сторон, даты платежей и размеры гонораров.
Ключевая цель – сформировать три отдела франчайзинга: продажи, открытие, сопровождение. Это постоянный цикл, где возможный партнер решает выбрать ваше предложение, укладывает договор, открывает объект.
При правильном контроле вы окупитесь и выйдете в плюс по документу финансовой формы. Партнер может начинать работать над следующую точку. Снова возврат на первый этап. Если все три отделения функционируют исправно, то ваша сеть из франшиз будет стремительно быстро расти.
Сколько стоит создать франшизу для бизнеса
Если подготавливать бизнес под открытие франшизы самостоятельно, что мы и разбираем, то это обойдется в разы дешевле, чем пользоваться услугами специалиста.
Перед тем как завершить процесс регистрации франшизы и оформления всей необходимой документации самостоятельно, лучше проконсультируйтесь. Этот шаг поможет вам не допустить ошибок и не упустить важную деталь.
Не нужно полностью контактировать с агентствами или специалистами, достаточно просто заказать консультацию. Далее вы можете самостоятельно продвигать ваши идеи и рекламировать франшизу. Но то, что это затратное дело, можете не сомневаться, даже если действуете самостоятельно.
Расходы на создание франшизы
- Оформление документов
- Формирование стратегии фрачайзинга
- Автоматизирование проведения работ во всех объектах
- Реклама и маркетинг франшизы.
Абсолютно вся отчетность по прибыли и другим действиям текущего производства объекта коллеги должна быть доступна главной компании, то есть учредителю франшизы. Это требует одной структуры автоматизации, которую следует установить на всех кассовых аппаратах коллег. Этим вы получаете возможность обеспечить отслеживание настоящего дохода совладельцев и забирать ежемесячные вознаграждения, соответствующие фактической прибыли. Эти тонкости стоит прописать в договоре.
Ошибки при создании франшизы
Нет аналитики по регионам
Данные о вашем местоположении почти всегда напрямую связаны с бизнесом, а именно с разработкой концепции ведения. Изначально создается бизнес-план, который включает спрос, конкуренцию, финансовую способность покупателей и т. д.
Но особенность развития сетей из франшиз в том, чтобы открывать новые объекты на других территориях по этим концепциями. Не стоит забывать, что сведения из разных регионов могут очень сильно отличаться. Как результат система перестанет работать. Нужно делать полный общий анализ не промышленности в текущем регионе и в других.
Отсутствует аудит бизнеса
Об этом пункте и его важности сказано изначально. Он должен быть первым и ключевым. Отрицание этого этапа может привести к плохим последствиям. Бизнесу нужно быть полностью готовым к тому, чтобы называться франшизой. К сожалению, не все предприниматели способны достойно оценить и принять свои недостатки.
Ревизия собственного бизнеса, улучшение или устранение слабых мест – обязательный этап перед рассмотрением концепций франшизы.
От этого напрямую зависит качество и ваша репутация. Независимо от типа франшизы ей нужны критерии отбора, стандарты и регламенты для поиска потенциальных совладельцев. Не стоит бежать за быстрыми продажами, это не всегда приводит к хорошим последствиям.
В начале разработки концепции франшизы представьте себе будущих франчайзи. Что должны представлять собой эти люди, какими качествами владеть, что уметь и какой иметь опыт. К сожалению, часто случается так, что франшиза продается безразличному к этому бизнесу человеку.
н рассчитывал, что за него все сделает франчайзер или механизм будет работать сам по себе. Но это не случается. Партнер не готов к долгой и кропотливой работе. Как итог – страдает весь престиж сети, ухудшается качество, падает прибыль. В дальнейшем даже один провал может поставить крест на перспективах и развитии.
Разумеется, сложно и практически нереально выделить группы людей на каждого франчайзи или каждый раз отправлять проверяющих на другие объекты в другие города. Но важно сохранить ключевое взаимодействие между партнером и вами как головным офисом. Опыт показывает, что грамотное сопровождение иногда важнее правил и разработок.
Ваши франчайзи только учатся контактировать с вашей моделью, без контроля с вашей стороны риск провала высок. Если не контактируете вживую, то эта модель проигрышная. Вы меньше контролируете процесс, накапливается огромное количество проблем, недопониманий, негатива.
Это не та форма, к которой нужно стремиться. Вы являетесь компанией-разработчиком франшизы. Вы – головной офис. Именно вы несете ответственность за происходящее на новом объекте. Будьте всегда заинтересованы в процессе и контролируйте, пока не будете уверены в точности работы механизма. Это занимает много времени и стоит немалых денег, но никто не говорил, что франшиза – это легко.