В статье разбираем бизнес-модель: что это такое, выбор модели, виды, примеры использования.
Что это такое бизнес-модель
Бизнес-модель – это способ взаимодействия продающей компании с потенциальными клиентами. Удачно выбранная модель позволяет увеличить процент продаж и численность целевой аудитории.
Модели бизнеса делятся на категории по типу клиентуры и видам монетизации. Есть три вида подразделений аудитории. Это сам бизнес, люди и государство. Что касается монетизации, здесь есть множество моделей, которые объединяют классические варианты, разработанные ранее. Это франчайзинг, подписка, аукцион и многое другое.
Выбор модели для своего бизнеса
Прежде, чем остановиться на конкретной разновидности бизнес-модели и понять, нужно ознакомиться с основными направлениями, на которые внимание обращается в первую очередь.
Направления:
- Потребители – это те, для кого создается продукт и на кого направлена вся деятельность
- Ценность продукта определяет, какую именно проблему Вы хотите решить, предлагая товар потребителям.
- Пути взаимодействия означают выбор метода общения с покупателем и воздействия на него.
- Отношения с аудиторией позволяет определить, как лучше общаться с клиентами. Можно выходить на них напрямую или через персонального менеджера, а можно установить самообслуживание.
- Доходность. Этот критерий обращает внимание на способы монетизации Вашей деятельности.
- Ресурсы (материальные, финансовые, интеллектуальные) необходимы для производства продукта и вывода его на потребительский рынок. Нужно обязательно донести крайнюю ценность товара до будущих покупателей, чтобы извлекать максимальную прибыль на выходе.
- Затраты – это необходимые для работы бизнеса расходы.
- Партнеры – важная часть работы дела. Без них ни один крупномасштабный проект не сможет существовать. Каждому делу нужны поставщики, продавцы или даже сторонние компании-аутсорсеры.
- Виды деятельности показывают направление, в котором нужно развивать свое дело. Можно уделить побольше внимания организации работы в сети интернет, расширению производства или дистрибьюции.
Среди всего многообразия этих вариантов необходимо распределить цели в порядке важности, от той, которой будете уделять больше внимания, до второстепенных.
Виды бизнес-моделей
Ниже приведен ряд основных бизнес-моделей, рассмотрев которые сможете выбрать для себя приоритетную.
Бизнес бизнесу
Также этот вид сокращенно называют В2В. Исходя из названия, понятно, что здесь Продавец и Покупатель – это индивидуальные предприниматели, которые работают не на обычных людей, а на такие же деловые компании, как и они сами.
Примерами данной разновидности можно назвать фирмы, которые занимаются поставкой программного обеспечения для сайтов, дизайнерские студии, аутсорсинговые компании.
Например, в Германии есть компания SAP, занимающаяся поставкой программного обеспечения в другие компании. В ее задачи входит установка автоматизированной системы для управления какими-либо процессами. Фирма занимается внедрением программного обеспечения согласно своей методике. В компании имеется более 200 000 клиентов, среди которых такие же деловые предприятия.
Бизнес потребителю
Такая сфера бизнеса производит что-либо на благо обычных людей. К такому виду относятся магазины, в том числе в сети интернет, сфера услуг и потребительские сервисы.
B2C (Business to Customer, “бизнес для потребителя”) — вид бизнеса, который специализируется на продажах для физических лиц.
В процессе реализации товара используются популярные маркетинговые ходы и заготовки. Этот вид нуждается в массовой реализации, а также в обширной пиар-компании. Объект этой модели – то, что нужно продать. А субъекты процесса – тот, кто продает и те, кому продают, то есть целевая аудитория.
Бизнес государству
Этот вариант означает ориентирование на поставку услуг или товаров непосредственно государству. Для этой модели характерны несколько этапов в процессе принятия решения, многоуровневые закупки тендера и сложные финансовые схемы. Большое влияние на конечный продукт оказывает административный ресурс, то есть государственные институции.
Сюда можно отнести закупку лизингового оборудования, партнерство между государством и индивидуальным предпринимателем, поставка товаров или услуг.
В качестве отдельного примера можно рассмотреть белорусскую компанию IBA, которая предоставила аппараты бесконтактной оплаты во всех метрополитенах республики, а также электронные табло и терминалы для пополнения проездного с помощью банковского счета.
Покупатель покупателю
Эту модель иначе называют Consumer to consumer. Здесь обе стороны, принимающие участие в сделке, равны между собой. Их контакт обусловлен желанием сэкономить и получить как можно больше прибыли. Из этой модели берет свое начало шеринговая экономика, которая учит делить все расходы пополам.
В этой разновидности присутствует третья сторона. Обычно это платформа, на которой размещается услуга.
Примером являются небезызвестный АлиЭкспресс или приложение БлаБла кар, где одна сторона размещает товар или услугу, вторая сторона покупает это, а третьей стороной выступает владелец сайта или приложения.
Покупатель бизнесу
Вам наверняка знаком термин пиратства, который появился еще в прошлом веке. Он позволяет не платить за просмотр кино или прослушивание музыки. Благодаря этому незаконному виду деятельности появилась вполне законная модель бизнеса, которая сломала все стереотипы продвижения товара.
Ее смысл в том, что люди готовы платить за продукт, но при условии, что цену на товар будут назначать они же. Аудитория создает ценность, предприниматель ее принимает. Сначала нужно изучить потребности потребителя, понять, что для него важно, посмотреть на продукт с точки зрения целевой аудитории, а потом уже заниматься его производством.
Примером может служить приложение ИнДрайвер, в котором попутчик называет маршрут, которым он планирует ехать, и он же устанавливает приблизительную цену за поездку. Принять или нет – зависит от водителя. Посредником выступает владелец приложения, предоставивший площадку для размещения услуг.
Покупатель государству
Или по-другому C2G. Этот способ позволяет правительству узнать, что нужно его жителям, а жителям в свою очередь иметь постоянную связь с государством и к ее документам. Сюда можно отнести множество приложений, которые уведомляют об имеющихся штрафах и задолженностях.
Аренда как альтернатива покупке
Этот вид бизнеса позволяет не тратить больших денег на приобретение продукта, а просто арендовать его. Здесь одинаково выигрывают обе стороны сделки. Компания-производитель зарабатывает деньги, а клиент экономит и приобретает нужную услугу.
Аукцион
Здесь на окончательную стоимость готового товара влияет оценка клиентуры. За начальную стоимость берется сумма, предложенная владельцем услуги или товара. Конечную стоимость предлагает потребитель. Товар отходит тому, кто предложит наиболее высокую стоимость.
Обычно продавец уплачивает взнос владельцу площадки, на которой происходит торговля. Но торговая наценка позволяет с лихвой окупить такие затраты. Покупатели же пользуются площадкой бесплатно.
Если есть вопросы и пожелания, пишите их в комментариях. Мы отвечаем на комментарии в течение дня.