Как составить бизнес-план. Пошаговая инструкция

составление бизнес плана Бизнес-планы

В статье подробно разбираем как составить бизнес-план: для чего нужен, обязательные разделы, правила оформления.

Разделы бизнес-плана

Резюме

Резюме – это краткий обзор вашего бизнеса и ваших планов. Он не должен превышать двух страниц, и его можно использовать для привлечения внимания потенциальных партнеров, инвесторов и поставщиков. Он должен подчеркнуть, почему вы добьетесь успеха.

Краткое содержание Резюме:

  1. задачи, которые представляют собой пару предложений, объясняющих, какой цели будет служить ваш бизнес;
  2. информация о вашем продукте или услуге, включая все, что отличает их от тех, что уже существуют;
  3. основная информация о руководящей команде вашей компании, в том числе о существующих членах команды и их ролях;
  4. информация о том, где находится ваша команда
  5. базовая финансовая информация (включая текущее финансирование или то, для чего вы ищите финансирование) и общие планы роста о том, чего вы планируете достичь, если вы просите финансирование.

Описание компании

В этом разделе бизнес-плана подробно рассматривается сама компания, включая проблемы, которые вы планируете решать. Перечислите конкретные сегменты аудитории, потребителей, организации или предприятия, которых вы хотите видеть в качестве клиентов.

Вы также можете выделить, какие отличительные особенности или конкурентные преимущества обеспечат успех вашему бизнесу. Проще говоря, это место, где можно рекламировать свои сильные стороны.

Пункты раздела Описания компании:

  • каждое уникальное торговое предложение бизнеса, и каждое должно быть связано с вашей целью;
  • объяснение всех конкурентных преимуществ, которые у бизнеса, так и у владельца бизнеса
  • индивидуальная изюминка для каждого отдельного эксперта в вашей команде;
  • информация о патентах или авторских правах компании, если они есть.

Анализ рынка

Анализ рынка расскажет читателям, как вы впишетесь в существующий рынок и, что более важно, как вы выделитесь.

Этот раздел будет включать в себя глубокое исследование, поэтому его написание может оказаться одной из самых трудоемких частей бизнес-плана. Вам нужно будет провести конкурентное маркетинговое исследование, чтобы увидеть, чем занимаются другие компании, и каковы их сильные и слабые стороны. Вы можете искать закономерности среди своих конкурентов, чтобы увидеть, что приносит им успех, что работает и что вы можете сделать лучше.

Здесь вы можете объяснить, как ваша компания может заполнить необходимую дыру на рынке. Ваш продукт высшего качества? Можете ли вы предложить дополнительные функции, недоступные для продуктов или услуг вашего конкурента?

Обязательные пункты раздел анализа рынка:

  • анализ того, что уже существует на рынке, с примерами, если возможно, прямых конкурентов и того, что они предлагают;
  • объяснение того, как вы можете вписаться в рынок и подняться над ним, с подробной информацией о том, какие стратегии, функции и активы вы будете использовать, чтобы выделиться;
  • объяснение того, почему это будет так ценно.

Организация и управление

В разделе «Организация и управление» должно быть подробно описано, как будет структурирована ваша компания и кто конкретно будет ею руководить.

Раздел должен включать следующее:

  1. информация о юридической структуре регистрации вашего бизнеса. Объясните, кем будут соучредители;
  2. организационная диаграмма, которая демонстрирует вашу структуру управления и лидерства в компании;
  3. выделите всех руководителей и членов команды высшего уровня, которые в настоящее время работают.

Также предоставьте информацию о каждом члене команды, которая объясняет, как они будут способствовать успеху вашего  бизнеса. Может быть полезно включить резюме ключевых членов вашей команды.

Услуги или продуктов

Ваш бизнес будет предлагать товары, услуги или и то, и другое? Здесь вы подробно расскажете, что именно вы планируете продавать.

Этот раздел должен включаем:

  • объяснение того, какую пользу продукт или услуга приносит вашему покупателю;
  • жизненный цикл продукта, то есть как долго он может быть устойчивым на рынке после того, как впервые будет представлен;
  • планы для интеллектуальной собственности, такие как патентные заявки или авторское право;
  • исследование или тестирование продукта, которое вы провели для своего продукта или услуги.

Маркетинг и продажи

Всем предприятиям нужна подробная, индивидуальная маркетинговая стратегия, если они хотят найти новых клиентов и увеличить продажи. В этой части вашего бизнес-плана будут подробно описаны ваши планы.

Раздел маркетинг и продажи включает:

  • конкретные планы по привлечению и удержанию клиентов. Это будет включать в себя различные платформы, которые вы планируете использовать, как онлайн, так и лично. Также должны учитываться все этапы воронки цифровых продаж;
  • объяснение процесса продажи, включая то, будет ли доступна онлайн-касса, каков процесс сбора лидов и как выглядят любые процессы адаптации клиентов (если таковые имеются);
  • данные о том, сколько вы планируете инвестировать в свои маркетинговые кампании и на каких платформах.

Запрос на финансирование

Не все бизнес-проекты требуют финансирования. Но если это так, то именно здесь вам нужно указать, что вы ищете с точки зрения финансирования, и на что оно требуется.

Объясните, какое финансирование вам понадобится в течение следующего пятилетнего периода и зачем оно вам нужно.

В этом разделе следует подробно остановиться на следующем:

  1. хотите ли заемный капитал или капитал в обмен на финансирование
  2. условия, на которых вы ищете финансирование;
  3. срок действия ссуды, кредитной линии или инвестиции;
  4. объяснение того, как вы будете использовать средства и почему они необходимы для начала и расширения вашего бизнеса;
  5. будущая стратегия о том, как вы будете расплачиваться с долгом в будущем.

Финансовые прогнозы

Ваши запросы на финансирование должны сопровождаться вашими финансовыми прогнозами. Это объяснит, сколько вы ожидаете заработать за периоды проекта. Вам нужно убедить инвестора в том, что ваш бизнес будет финансово стабильным в долгосрочной перспективе, чтобы он мог окупить свои вложения.

Этот раздел включает:

  1. созданные предприятия должны включать в себя финансовые отчеты, такие как отчеты о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств и балансы за последние пять лет;
  2. укажите любое обеспечение, которое вы можете предоставить под ссуду;
  3. объясните, как вы планируете зарабатывать деньги, включая такую информацию, как размер прибыли от вашего продукта или линии услуг;
  4. предоставьте финансовый прогноз ожидаемого роста за период проекта.

Приложение

Если у вас есть что-то еще, что вы хотите, чтобы читатель узнал или увидел, то приложение — идеальное место для этого. Это может включать дополнительную информацию, такую как отзывы клиентов, если вы уже работаете, изображения продуктов и прототипов.

Приложение должно включать то, что не указано в бизнес-плане:

  • копии любых патентов или авторских прав;
  • персональные рекомендации или отзывы;
  • исследование продукта, которому раньше не было места в бизнес-плане;
  • дополнительные данные о процессе изготовления ваших продуктов;
  • любые необходимые разрешения или лицензии, которые вы получили.

Для чего нужен бизнес-план

Все начинающие бизнесмены были уверены, что их бизнес будет успешным, но только 50% малых предприятий выживают в первые пять лет. Что еще более важно, 17% предприятий терпят неудачу из-за отсутствия планирования.

Бизнес-план должен быть приоритетом и первым шагом при построении или обновлении бизнеса. Он определяют шаги, которые необходимо предпринять для достижения ваших конкретных целей, и гарантируют, что ничего не будет упущено.

Бизнес-планы можно использовать для демонстрации потенциальным инвесторам, что вы надежны. А также, что у вас есть хороший план и бизнес-модель, что увеличивает вероятность получения финансирования.

Ваш бизнес-план является исключительно полезным руководством не только для вас как владельца бизнеса или руководителя, но он также полезен, когда дело доходит до убеждения других в том, что с вашим бизнесом стоит сотрудничать.

Кому нужен бизнес-план

Бизнес-план составляется для определенного круга лиц, для которых важна проверенная информация для принятия решений. Список кому нужен бизнес-план приводим ниже.

Кредиторы и инвесторы

Никто не собирается выдавать финансирование без должной осмотрительности, будь то в форме инвестиций в акционерный капитал, кредитной линии или бизнес-кредита. К сожалению, реальность такова, что большинство малых предприятий не выживают в долгосрочной перспективе, поэтому для кредиторов это риск с высокими ставками. Наличие сильного бизнес-плана может помочь убедить их в том, что вы другой и что они получат отдачу.

Потенциальные партнеры или совместные предприятия

Сюда могут входить практические инвесторы и предприниматели, которые занимаются другим бизнесом. Это также могут быть люди, которых вы хотите привлечь для помощи в повседневных деловых операциях, например, совладелец или руководитель.

Квалифицированные сотрудники

Может быть трудно убедить лучших специалистов отрасли отказаться от нового предприятия, которое может быть рискованным. Подробный бизнес-план может помочь им почувствовать себя более уверенными в том, что они не станут частью бизнеса, который столкнется с крахом, отправив их на поиски работы через год.

Правила бизнес-плана

Есть определенные данные, которые должны включать все традиционные бизнес-планы, поскольку каждая часть необходима для детального и всестороннего обзора вашего бизнеса.

Вы можете следовать этим правилам написания всего бизнес-плана:

  1. Должен быть титульный лист с названием компании, указанием, что это бизнес-план, имя владельца и дату создания плана.
  2. Краткое содержание (Резюме) должно иметь выделенные жирным шрифтом заголовки «Продукт», «Клиенты» и «Будущее компании» с несколькими подробными предложениями под каждым из них.
  3. Страница описания компании с заголовками «задачи», «основные участники» и «юридические структуры» с простым предложением для каждого из них. Вы можете перечислить основных членов в маркированном списке.
  4. Раздел маркетинговых исследований должен иметь заголовки и отдельные разделы для отраслевых исследований, описания клиентов, преимуществ компании и правил, которым следует ваш бизнес. Этот раздел должен быть подробным, использовать полные предложения и включать как минимум абзац в каждый раздел.
  5. Раздел продуктов и/или услуг должен иметь отдельные подразделы, объясняющие, что такое продукт или услуга, структура ценообразования, жизненный цикл продукта, права интеллектуальной собственности, а также исследования и разработки. Вы можете использовать маркированный список, чтобы передать эту информацию.
  6. Раздел маркетинга и продаж должен иметь заголовки, выделенные жирным шрифтом, в которых объясняется ваша стратегия роста, как вы будете общаться с покупателем.
  7. Каждый раздел должен быть тщательно и формально отформатирован, с жирным заголовком, крупным текстом и меньшим шрифтом внизу.

Вывод

Бизнес-планы – важная часть связи с финансистами, партнерами, поставщиками и инвесторами. Поскольку они также могут уведомить вашу внутреннюю команду о том, как двигаться вперед в первые годы управления бизнесом, они исключительно ценны для множества различных целей. Они могут помочь вам объяснить, почему ваш бизнес будет успешным и почему это такое выгодное вложение для всех участников.

Добавить комментарий